Программа воспитания и обучения в д\с у детей 4-го года жизни предусматривается следующие навыки самообслуживания:
Сформированные до поступления в дошкольное учреждение навыки самообслуживания облегчают адаптацию и пребывание ребенка в детском саду. Но если навыки еще полностью не сформированы, ваша приоритетная задача совместно с воспитателями детского сада принимать участие в обучении ребенка всему необходимому.
Самообслуживание — основной вид труда младшего дошкольника. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Последовательность процессов одевания, умывания, раздевания требуют работы памяти. Для точности выполнения действия необходимо внимание, сосредоточенность.
Младшие дошкольники еще не очень умелы, поэтому родители стараются все сделать за ребенка. Этим самым родители отнимают у детей возможности развития.
Труд по самообслуживанию развивает у ребенка мелкую моторику рук, ловкость, координацию движений, приучает к порядку, формирует самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолевать препятствия. Психологи считают, что степень самостоятельности, которую вы предоставляете ребенку в самообслуживании, напрямую влияет на формирование характера ребенка.
Навыки самообслуживания при приеме пищи подразумевают: самостоятельно и аккуратно есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом, правильно пользоваться вилкой, ложкой ( ложку нужно держать так, как взрослые- большой палец сверху, а не кулаком), без напоминания пользоваться салфеткой, самостоятельно мыть руки, засучивая рукава, мыть лицо не разбрызгивая воду, пользоваться мылом, насухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его в положенное место, пользоваться своим полотенцем.
Для обучения навыкам одевания Вам потребуются:
Очень часто быстрому освоению навыка самостоятельного одевания мешает сама конструкция одежды.
Детская одежда бывает не только на липучках, молниях, но и пуговицах. Обучение застегиванию пуговиц можно превратить в интересную игру. Нашейте на кусочек ткани несколько больших пуговиц, а в другой тряпочке проделайте петлю. Малыши с удовольствием играют и одновременно тренируются в полезном навыке. Кстати, для развития мелкой моторики используйте все, что есть под рукой: нашейте пуговицы и липучки на мягкие игрушки и некоторые домашние вещи. Так, уши зайца можно сделать прижимающимися к голове – пристегивать их на пуговицы, а шторки в детской на ночь скреплять липучкой.
Купите обувь на молнии или липучках, чтобы они хорошо раскрывались и ножка легко проходила внутрь. Вот увидите, расстегивать и застегивать молнии и липучки станет любимой игрой малыша, а значит, обувь он будет надевать без капризов и с удовольствием.
Объясняйте ребенку, что одевать штаны удобней сидя на кровати вытягивая ноги перед собой, а встать можно после того, как ступни появились из-под штанин. Не забывайте хвалить ребенка даже за его маленькие успехи.
Чтобы ребенок научился справляться со свитером, футболкой, платьем вещи должны быть свободными, с минимальным количеством кнопок, пуговиц. Важно, чтобы горловина была свободной и свободно проходила через голову. Иначе ребенок не только не справится с неудобной вещью, но и начнет злиться, а потом и вовсе откажется одеваться. При одевании кофты или свитера объясните, что в горловину нужно лезть не лицом, а макушкой. Если Вы знаете, что горло у свитера узковато, растягивайте его руками, перед тем, как дать ребенку, покажите, что пространство большое и голова туда пролезет. Иначе ребенок утвердится в мысли, что одевать какие-то вещи очень сложно. Научите собирать пальчики в кулачок при одевании кофт и свитеров.
При одевании носков сложность состоит в том, что ребенок растопыривает пальчики и у него не получается натянуть носок до конца. Покажите, как нужно держать пальчики. Очень часто дети любят натягивать на себя папины или мамины носки, этим они удовлетворяют свою потребность быть похожим на родителя. Не запрещайте, пусть экспериментирует.
Если не хочешь вызвать у ребенка отвращение к процессу обувания, покупай обувь на пол размера больше. Перед надеванием максимально расстегни и раскрой обувь, чтобы нога легко прошла внутрь. Поставь ботиночки рядом: левый слева, правый справа — это «ботиночки дружат», а если надеть их не на ту ногу, то «они поссорились». Покажи, как выглядит когда они «поссорились» и смотрят носами в разные стороны.
К 3-м годам ребенок перерастает стремление одеваться самостоятельно. Придется запастись терпением и отводить на сборы побольше времени.
Ему хочется пойти гулять или в гости? Конечно, но если сам оденется. Но не надо сразу ставить ультиматум. Поначалу довольствуйся малыми победами: пусть сам наденет носки, трусы или даже только шапку. Ненавязчиво увеличивай процент его самостоятельных действий.
Предоставь право выбора одежды. Но предлагай не более двух предметов каждого вида, так ребенку легче определиться.
Преврати одевание в игру: пусть шапка будет короной, валенки – сапогами-скороходами, собачка молнии – кабиной лифта. Самое время проявить фантазию по максимуму!
Не настаивай на самостоятельном одевании, когда ребенок не выспался, устал или болен. Услышав: «Я сам!» не гаси инициативу, помогай только когда тебя об этом просят. Хвали за успехи и все у вас получится.
Не стоит постоянно брать инициативу вытирания попы ребенка в свои руки. Конечно, намного быстрее и проще самостоятельно вытереть попу малышу и пойти заниматься своими делами. Но не будете же вы до школы вытирать? Ребенка нужно приучать к самостоятельности. Так что периодически предлагайте ребенку вытереть свою попу самому. Конечно, с первого, со второго и даже с третьего раза у ребенка может не получиться вытереть попу и это совершенно нормально! Все равно хвалите его за старания, не ругайтесь, если у малыша будет что-то не получаться, он учится, он старается, он умничка!
Для обучения лучше всего использовать мягкие влажные салфетки, а не туалетную бумагу. Все же первое намного приятнее для нежной детской кожи, нежели жесткая туалетная бумага, которая может причинить ребенку неприятные ощущения или даже боль, что отобьет любое желание к самостоятельному вытиранию.
При обучении следите за тем, чтобы девочки вытирали попу спереди назад – это очень важно. Вначале, возможно, ребенку будет удобней вытираться сидя. Не препятствуйте этому. Если же малыш решит вытираться стоя – подскажите, как правильно ему наклоняться в процессе вытирания попы.
Объясните ребенку, что после каждого вытирания попы необходимо проверять чистая ли туалетная бумага (влажная салфетка), когда она будет чистая – значит попа вытерта хорошо. Не забудьте приучить ребенка сразу после того, как сходил в туалет и вытер попу – мыть руки. С детства приучайте малыша к чистоте.
После того, как ребенок научиться вытирать попу влажными салфетками, можно перейти на туалетную бумагу. При выборе туалетной бумаги обращайте внимание на то, насколько она мягкая, чтобы не повредить нежную кожу малыша в процессе вытирания. Можно предложить ребенку выбрать туалетную бумагу самостоятельно, ведь он уже совсем взрослый, сам умеет вытирать попу, так что и выбор туалетной бумаги для столь важного дела может осуществить самостоятельно.